Кизляр

Производство холодного оружия на Кавказе имеет глубокие корни, начиная свою историю с рубежа 14-го века. Особенно ценилось по всему Кавказу тонкое искусство оружейников Дагестана. Изготовление оружия тесно связано с историей и военным бытом этого края. Дагестан издавна называют "кузницей оружия" Кавказа. Оружие изготавливали во многих селениях Дагестана. Одни из них специализировались на производстве холодного оружия, другие - огнестрельного, в некоторых было развито и то, и другое, а также ремесла, связанные с украшением оружия. В некоторых селениях производство оружия удовлетворяло запросы только местного населения, в других же оно было развито настолько, что эти селения превратились в крупные центры, поставлявшие оружие не только Дагестану, но и другим районам Кавказа. Мастера из многих селений уходили на заработки в разные города Кавказа и Закавказья, где оказывали большое влияние на местных мастеров.
Дагестанское оружие имеет ряд только ему свойственных конструктивных черт. Дагестанский клинок прямой, двулезвийный, его поверхность разделена долами (продольными канавками), количество которых колебалось от одного до четырех. Долы не только уменьшали вес клинка, увеличивали его прочность, но и придавали ему декоративность. Для дагестанских кинжалов характерны длинные клинки - до 45-55 см. Многие клинки имеют надписи, содержащие имена мастеров, владельцев, дату изготовления, клеймо, иногда какие-нибудь изречения. 
Образование государства Кавказской Албании и возникновение торговых отношений способствовало развитию оружейного ремесла и окончательного определения центров металлообработки в Дагестане: Амузги, Унцукуль, Кумух, Казанище и самый древний и известный из них - Кубачи.
Аул Амузги славился как производитель великолепных клинков для кинжалов, шашек, сабель и ножей и был тесно связан производственным процессом с соседним аулом Кубачи, оружейники которого были только монтировщиками и украшателями оружия. Амузгинские кузнецы выковывали клинки как целиком стальные (самый дешевый сорт), так и стальные с железной сердцевиной. Процесс производства такого клинка заключается в следующем: клиновидный железный стержень отгибают стальной полосой по ребру и сваривают с ней. Часть железа со стороны пяты вытягивают для образования хвостовика клинка (или основы рукояти). В дальнейшем этот кусок железа со сталью куют до получения нужной формы клинка кинжала или шашки. Затем клинок укрепляют на деревянном бруске, где крепко закаленным резцом на нем выстругивают долы. После этого клинок обстругивают подобием стального рубанка и шлифуют на точильном колесе. Наконец, его подвергают закалке, окончательной заточке и шлифовке - и он готов. Амузгинские кузнецы-оружейники умели также делать узорчатую сварку - сварочную сталь, неправильно называемую часто в нашей литературе сварочным булатом. Большую славу на Кавказе имели клинки местной выделки с клеймами «волчок» и «гурда», изделия кинжального мастера Базлая (19 в.), в Грузии широко известны были изделия Георга Пурунсузова (первая половина 19 в.); в Дагестане изделия кинжальных мастеров Османа, Мухаммеда, Исмаила, Гассана и др. (конец 19 - начало 20 в.), а также шемахинское и лаичское оружие. Первоначально изготовление сварочной стали преследовало цель придать полосе клинка холодного оружия повышенную вязкость и упругость, и одновременно максимальную твердость лезвию. Техника выработки сварочной стали заключается в повторном складывании чередующихся слабо и сильно обуглероженных пластин (железа и стали). В процессе ковки параллельность слоев нарушается, что после протравки кислотами дает волнообразный рисунок на металле. Так получается слоистый узор. Закрученные в разных направлениях и сваренные вместе несколько таких пластин дают другой вид узора - узор из закрученных полос. Кусок сварочной стали из закрученных полос можно обработать и далее, подвергая его ударам особого штампа или какого-нибудь подходящего инструмента. При этом слоистая структура нарушается вследствие обнажения нижеследующих слоев и получается «букетный узор». Амузгинские оружейники в Дагестане хорошо владели этими способами выработки узорчатой, или сварочной, стали. Здесь изготовлялись клинки из целого куска узорчатой стали (лезвие наваривалось из чистой стали), а также путем накладывания полосок узорчатой стали на среднюю часть клинка с железной сердцевиной - по долам (декоративный прием). 
Впоследствии клинки попадали к кубачинским мастерам, использовавших большое разнообразие технических приемов украшения оружия. К ним относятся: гравировка, гладкая чернь (неглубокая гравировка с чернью с заштрихованным фоном - наиболее распространенная техника) и, наконец, самый трудоемкий и дорогой способ - техника глубокой гравировки с чернью (или мелкой гравировки по лепесткам орнамента). Эта техника обычно дополнялась матовой точечной чеканкой по всему вырезанному полю, и ее можно охарактеризовать как оброн (для получения нужного узора вырезались целые куски металла, лежащего вне контуров узоров, или, наоборот, вырезался узор, а оставался фон). Все эти различные способы украшения оружия обычно сопровождались золочением (золотится либо фон, либо самый узор, либо все вместе, кроме зачерненных мест). 
Кубачинские мастера-оружейники славились также умением делать насечку золотом (реже серебром) по железу или стали и инкрустировать костяные или роговые рукоятки и вставки серебром и золотом. Инкрустация по кости ввиду хрупкости материала требовала от мастера большого умения. В этом случае обычно предпочиталась моржовая кость, так как она имеет меньшую хрупкость и большую белизну по сравнению со слоновой костью. Золотая или серебряная насечка наносилась на клинках или приборе ножен и рукояти, и ею выполнялся не только орнамент, но и надписи (изречения из корана, имена мастеров или владельцев оружия, даты и т.п.). Техника украшения филигранью и эмалью появилась в Кубачах в середине 19 в. и нашла лишь незначительное применение в украшении холодного оружия. 
Рукояти делались из разных материалов - кости, рога, железа, серебра. Металлические рукояти представляют собой футляр, роговые и костяные делались цельными или составными.
Ножны изготовлялись двух типов. Наиболее распространенными были ножны, сделанные из двух деревянных дощечек, обтянутых черной кожей, справа шагреневой, слева - простой. Прибор ножен - устье и наконечник производился из железа или серебра, железный прибор орнаментировали золотой или серебряной насечкой, серебряный - гравировкой и чернью. 
Другой тип ножен представляет собой железный или серебряный футляр с впаянной в него обоймицей. Вся поверхность ножен украшалась насечкой или гравировкой.
Дагестанский орнамент стилизованный растительный, с множеством листьев, бутонов, цветочных головок. Выделяются три его этнотерриториальные разновидности: кубачинский, лакский и аварский. Кубачинский декор отличается высокой техникой исполнения, разнообразием приемов и сложной, тонко разработанной орнаментацией. Различается несколько основных орнаментальных композиций. 
Первая композиция "тутта", т.е. ветка или дерево. Это симметричное, обычно вертикальное построение, ось которого делит украшаемую поверхность на две равные половины. Тутта считается наиболее сложным типом орнамента, которую мог выполнить лишь самый опытный мастер.
Вторая композиция называется "мархарай", что переводится "заросль". В противоположность тутте она отрицает симметрию. В ней нет ни верха, ни низа, ни начала, ни конца, она может развиваться в любом направлении. Мархарай может заполнить пространство любой формы, он часто сочетается с туттой.
С композициями тутта и мархарай часто увязывается "тамга". Тамга представляет собой крупный медальон с замкнутым контуром. В зависимости от формы вещи он может приближаться к кругу, овалу, ромбу, квадрату, прямоугольнику. Внутреннее поле тамги заполняется мелкими завитками, головками, листочками, построенными по типу тутты или мархарая.
Широко распространена решетчатая или сетчатая композиция - геометрическая сетка из ромбов, образованных двухлепестниками, в центре которых - маленькая 4-лепестковая розетка. Известное место в кубачинском украшении оружия занимает звериный стиль. Его корни уходят в средневековое искусство Дагестана. Чаще всего изображаются птицы, кони, змеи и собаки. Голова собаки или коня часто завершает головки кубачинских сабель. 
В конце 17 - начале 18 вв. под влиянием возросших торговых и культурных связей Кавказа с Россией в Кубачах появился третий род орнамента - «москов-накыш», то есть московский рисунок. Этот узор несимметричный имеет вид растения или ветки, усаженной обычными кубачинскими лепестками и цветками, с использованием декоративных элементов русского орнамента. Несколько позже под тем же русским влиянием в Кубачах появился довольно редко встречаемый орнамент - «сита» (от рус. - «сито») в виде сетки из пересекающихся линий, ячейки которой заполнены точками, галочками, цветками. 
В развитии лакской орнаментики отчетливо различаются два этапа: время работы лакских мастеров в Казикумухском округе Дагестана и начиная с 70-х годов 19в. период массового отхода лакских мастеров за пределы Дагестана в города и селения Северного Кавказа и Закавказья. Иногда лакский и кубачинский орнамент почти невозможно различить, что связано с тем, что в отходе лакцы тесно соприкасались с кубачинцами, нередко они трудились в одних мастерских. Лакским мастерам было присуще более свободное, чем кубачинцам, обращение с отдельными элементами орнамента, более смелое нарушение традиционного построения. На изделиях лакских мастеров появляются изображения, совершенно недопустимые для старого дагестанского быта: дамы и господа в европейской одежде, женские головки, двуглавые орлы и т.п. 
В Казикумухском округе металлообрабатывющая промышленность начала бурно развиваться с 60-х годов 19 в. Из-за малоземелья жители округа вынуждены были отходничать в Тифлисе, Баку, Владикавказе, Ставрополе и др. городах Сев.Кавказа. В конце 19-начале 20 в. в отходе находилось около 600 серебряников-мастеров, большая часть которых была выходцами из Кумуха.
Оружейное производство в аварских районах не было массовым, по-видимому, оружие изготовлялось на заказ и украшалось с особой тщательностью. Оно не подверглось такой стандартизации, как массовое кубачинское и лакское. Орнамент на аварском оружии общедагестанский, стилизованный, растительный,, сходный с кубачинским и лакским, широко распространены асимметричная заросль и симметричная ветка. Чернь применялась мало. Характерным признаком аварского орнамента является глубокая выборка фона и большая разреженность орнамента, что благоприятствует четкости, "чеканности" рисунка. 
В аварских округах не было таких крупных оружейных центров, как Кубачи или Кумух. Оружейное и серебряное дело существовало в масштабах, нужных для удовлетворения потребностей местного населения. Наиболее крупным центром по изготовлению холодного оружия было с. Гоцатль Аварского округа, а также Чох, Согратль, Ругуджа, Гамсутль, в котором проживал знаменитый. мастер Чаландар. Изделия Чаландара ценились выше кубачинских и лакских. В меньшей степени оружейное производство было развито в Унцукуле, Араканах и др.
Селение Унцукуль известно своей насечкой по дереву. Суть его заключается в том, что по прорезанной в дереве линии рисунка вбивают расплющенную и поставленную на ребро полоску мельхиора (раньше применяли и серебро). Линию орнамента оживляют введением небольших пластин металла и точек, образованных вколоченной проволочкой. Заглаженную поверхность изделия покрывают лаком, углубляющим густой красно-коричневый цвет древесины и повышающим ее декоративный контраст с металлом. Выполненные насечкой мотивы орнамента сохраняют древние знаки - образы воды, солнца. Они имеют чрезвычайно условный, обобщенный характер, а их чередование в системе орнамента подчинено строгому ритму и симметрии. 
Холодное оружие изготавливалось и в кумыкском с. Верхнее Казанище. Продукцию казанищенских мастеров скупали перекупщики и развозили по всему Дагестану. Иметь казанищенский кинжал считалось престижным. Особенно славились своим искусством семьи Темирукаевых и Базалаевых. Слава Базалаевых вышла за пределы Дагестана. Основатель рода был выходец из аварского селения Согратль. Столь же знаменитым был его внук. 
Производство клинков сохранилось в Верхнем Казанище и в начале 29 в. Однако железо, как и сталь, уже не плавили сами, как раньше, а покупали в Темир-Хан-Шуре у русских купцов.